Головнев: Что вы, у меня и в мыслях такого не было! Но смысл картины именно в этом. Я попал в этнографическую экспедицию. Помимо культурных миссий, они крестили людей в деревнях. И вот корабль, наполненный русской православной культурой, плывет по Иртышу к Салехарду, где русская цивилизация сменяется глухими хан
РГ: Ваша первая картина - "Корабль плывет, а берег остается". Вы ее так назвали, чтобы все поняли: пришел второй Феллини?
У Разбежкиной была четкая позиция относительно реальности и кино. Фенченко делал акцент на правильности технического воплощения. Просил не увлекаться художественными фантазиями, а качественно выполнять чисто школьные задания: расстановка планов, монтаж… И он нам сумел вдолбить многие важные истины. Учились недолго: вдохнул - и выдохнул. Но появилось ощущение уверенности: "я могу!".
Головнев: Он был занят и все передал Владимиру Фенченко. А курс документалистики вела Марина Разбежкина. Она не просто хороший режиссер, она еще и правильно взаимодействует с молодой аудиторией. Умеет преподнести правильно. Учились год, зато спрессовали материал до отказа: без выходных, с 9 до 9. Сначала казалось: невозможно. Кто-то засыпал на лекции, у кого-то - нервные срывы. За опоздание могли отчислить. И очень жестко оценивали наши знания и работы. Ведь все мы были с телеканалов, с амбициями, а выяснилось, что никто не может нормально склеить средний план с крупным. Нас попросили стереть из памяти все, что умеем, и начинать с азов. Били больно. Обижали нещадно. Теперь понимаю, что правильно делали. В этом ритме я не понимал, куда мы движемся, - понятно стало позже.
РГ: И вы учились у Хотиненко?
Головнев: Татарское село Эбаргуль на Иртыше. Когда-то оно было на другом берегу, но началось колхозное строительство, и его перебросили через реку, а на его месте остались развалины той, настоящей татарской культуры… Здесь новая жизнь - там старая. А между ними течет река. Фильм о том, что связи между культурой традиционной и новой почти утрачены. Все естественное осталось на том берегу, а на этом - уже советская культура. Этот фильм был для меня школой, потому что мои продвинутые родственники по кочерыжке мне надавали: так не снимают, так не монтируют!.. А дальше я стал помогать отцу. Его фирма занималась строительством в Ханты-Мансийске Музея природы и человека. И нужна была видеоэкспозиция. Эти зарисовки были важным этапом: отец помогал мне развиваться, и я это ценю… Потом мне стукнуло девятнадцать, и я стал работать на Омском ТВ режиссером. В двадцать закончил университет и решил учиться кино всерьез. Денег на платное отделение во ВГИКе не было, но в Интернете я нашел бесплатную киношколу, которой руководил Владимир Хотиненко. Она ориентировалась на людей из провинции. Хотя были и москвичи.
Головнев: Да нет, я вообще ни в чем не был уверен. Понимал, что тянет к творчеству. Но поступил на истфак. У нас была этнографическая практика, и я вспомнил про видеокамеру. Подумал: вот способ выделиться! Все пишут на листочках, а я с камерой! И снял первую работу, абсолютно ужасную. Сам сочинил музыку, сам написал и начитал текст. Никто ее не видел, кроме друзей.
РГ: …увлеклись историей?
Владимир Головнев: Семья такая - творческая. Отец - ученый-этнограф, поэт, музыкант, пишет песни. Он и к науке относится как поэт. Он решил, что видео идеально приспособлено для этнографии - и стал "ловить ускользающие мгновения". Наблюдения превращались в фильмы, стали наполняться художественным смыслом. При этом он оставался этнографом - его интересует Север: ханси, манси, ненцы, селькупы… Когда мне было шесть лет, он меня взял в экспедицию на Ямал, и мы с братом участвовали в работе, учились снимать. В 11 лет я уже ползал с камерой за собакой, пытался снимать с высоты собачьего роста, коллекционировать ее настроения, думал, как это смонтировать… А в 16 увлекся театром, играл на любительской и даже профессиональной сцене. Потом учился на истфаке Омского университета…
Российская газета: В вашем Омске отличные театры, но нет киностудии. Как вы попали в кино?
Его фильмы на фестивале "Дубль дв@" завершат цикл работ целой режиссерской династии: Андрея, Ивана и Владимира Головневых. Из нашего разговора вы многое узнаете об этой семье и ее приоритетах в кино. Премьерам этой династии фестиваль отдает два дня, значит, и беседа наша будет в двух частях. Читать этот "курс молодого бойца" документалистики, по-моему, не только увлекательно. Для меня это подтверждение давней истины: умами и талантами Россия прирастает из того, что по инерции зовут провинцией. В ходе этой беседы я убедился, что любимые мною за пытливый ум герои Гарина-Михайловского никуда из России не делись - просто они теперь рождаются далеко от Москвы.
Владимира Головнева я встретил на фестивале документального кино в Екатеринбурге, где главный приз в номинации короткометражных фильмов получил его "Занавес" - рассказ о буднях театра в уральском городе Ирбите. Потом посмотрел другие его работы - передо мной был редкий экземпляр серьезно мыслящего молодого режиссера.
- Я стану знаменитой, а ты будешь прозябать в своем Омске, - сказала ему сокурсница по киношколе. И действительно стала скандально знаменитой режиссершей. А он тихо получает свои призы, делает кино про людей, открывает в них бездны, и каждый фильм - открытие. А зритель типа "пусть говорят" его не знает.
Версия для печати
Код для вставки в блог:Выделите код и перенесите в свой блог
Молодой режиссер Владимир Головнев предлагает свой собственный "курс молодого бойца" документалистики.
Фестиваль "Дубль дв@" начинает показ фильмов династии Головневых
В конкурс фестиваля вступают фильмы режиссерской династии Головневых
"Аномальная зона" — Российская газета — На фестивале "Дубль дв@" начинается показ работ династии режиссеров-документалистов Головневых - Андрея, Ивана и Владимира. "Я стану знаменитой, а ты будешь прозябать в своем Омске", - сказала Владимиру Головневу сокурсница по киношколе. И действительно стала скандально знаменитой режиссершей. А он тихо получает свои призы, делает кино про людей, открывает в них бездны, и каждый фильм - открытие. И зритель типа "пусть говорят" его действительно не знает
Фестиваль "Дубль дв@" начинает показ фильмов династии Головневых — Валерий Кичин
Комментариев нет:
Отправить комментарий